Название | ГОСТ | Вес | Цена с НДС, шт | Цена с НДС, тн |
Peльcы – этo нeoтъeмлeмый элeмeнт ВCП, улoжeнный нa oпopы и cкpeплeнный c ними. Дaнный элeмeнт oбpaзуeт peльcoвую кoлeю и пpинимaeт вcё дaвлeниe пoдвижнoгo cocтaвa нa ceбя. Peльcы пpoизвoдят из выcoкoпpoчнoй углepoдиcтoй cтaли. Oни имeют двутaвpoвую фopму, чтo пpeдoтвpaщaeт иx дeфopмaцию oт вoздeйcтвия oгpoмнoгo вeca cocтaвa и oбecпeчивaeт экoнoмию иcxoднoгo мaтepиaлa.
Рельсы – это неотъемлемый элемент ВСП, уложенный на опоры и скрепленный с ними. Данный элемент образует рельсовую колею и принимает всё давление подвижного состава на себя. Рельсы производят из высокопрочной углеродистой стали. Они имеют двутавровую форму, что предотвращает их деформацию от воздействия огромного веса состава и обеспечивает экономию исходного материала.
Рельсы предназначены для непосредственного направления движения колёс всего подвижного состава, полного восприятия его нагрузки и передачи её на шпалы. Помимо этого рельсы служат отличными проводниками сигнального тока на участках с автоблокировкой или проводником обратного тягового тока, при использовании электротяги.
Для исправной работы рельсы должны обладать определёнными качествами: быть прочными, износоустойчивыми, долговечными и твердыми, но при этом оставаться нехрупкими, т. к. они воспринимают на себя ударно-динамическую нагрузку.
Срок службы рельсов, измеряемый количеством тонн массы брутто проследовавшего по ним груза до их последующей перекладки, в среднем измеряется так: 350 млн. тонн для Р50, 500 млн. тонн для Р65, и для Р75 примерно на 30% больше, чем для Р65.
Рельсы делят на несколько основных видов по их применению:
Магистральные рельсы – используются для укладки в главный ход на высокоскоростных магистралях со скоростью до 140 км/ч. В основном применяются на путях РЖД, чаще всего это термоупроченные рельсы Р65, длиной от 25 до 800 м. Отличаются повышенной износостойкостью, высокой ценой и высокими показателями качества. Изготавливаются по ГОСТ 51685, TУ 0921-231-01124323-2014
Промышленные рельсы – применяются на путях промышленных предприятий, подъездных путях станций, обгонных пунктах и разъездах. Имеют такие же характеристики что и магистральные рельсы, с чуть менее высокими требования по качеству. Отличаются классом профиля, классом прямолинейности и классу качества поверхности. В основном это термоупроченные или нетермоупроченные рельсы РП-65 и РП-50, РП-43 длиной 12,5 и 25 м., изготавливаются по ГOCT 30516-97, ГOCT 51045-2014
Крановые рельсы – используются для крановых путей, подкрановых балок. В зависимости от грузоподъёмности кранов, существуют рельсы марки КР-80, КР-100, КР-120 и КР-140. Крановые рельсы отличаются увеличенной головкой и шейкой рельса, а также большой массой. Стандартная длина крановых рельс – 11 м. Изготавливаются по ГOCT P 53866-2010 и ГOCT 4121-96
Так же условно все рельсы можно поделить на рельсы широкой колеи и узкой колеи. Широкая колея (1520 мм) – стандартное расстояние между ободом колеса колесной пары вагонов и локомотивов. Используется во всех странах бывшего Советского Союза.
Рельсы узкой колеи – применяются в шахтах, ГОКах, для перемещения вагонеток, подкрановых балках низкой грузоподъёмности для перемещения тельферов. Рельсы отличаются небольшим размером и весом, стандартная длина 8 м. Изготавливаются по ГOCT 6368-82.
По качеству рельсы делятся на новые, с хранения или резерва, и старогодние (бу):
Новые рельсы – Рельсы текущего года производства, для заказов с максимальными требованиями по качеству и сопроводительным документам. При поставке на каждую партию таких рельс выдается сертификат и паспорт на партию. При поставке рельс широкой колеи каждая единица продукции маркируется уникальным номером плавки, который вносится в паспорт изделия. В дальнейшем по номеру плавки производитель может отследить куда и когда были отгружены данные рельсы, кроме того при новом строительстве и сдачи в эксплуатацию жд пути номера плавок могут сверятся с паспортом специалистами Федерального агентства по строительству.
Рельсы с гос. Резерва или хранения – К данной категории относятся рельсы, не стоявшие в пути, но произведенные от 3 до 20 лет назад. Чаще всего это рельсы Р65, длиной 25 м., которые находились на хранении в государственном резерве. На данную продукцию не всегда имеется полный комплект разрешительных документов, обычно это сертификат и акт технической годности. Зачастую к этой категории так же относят лежалые рельсы, которые возможно были зашиты в рельсо-шпальную решетку, но не эксплуатировались. По сути это те же новые рельсы, с сохранившейся геометрией и без следов износа, только старых годов выпуска. Для длительного хранения покрывают специальным антикоррозийным покрытием. Идеально подходят для нового строительства подъездных путей промышленных предприятий или главных путей в целях экономии.
Старогодние (б/у) рельсы – так же их называют рельсы первой или второй группы годности. Это рельсы, бывшие в эксплуатации, с износом рабочей грани поверхности рельса, но годные для повторной укладки в путь. Отличаются низкой стоимостью, нестандартными длинами и сложностью укладки. Как и любой бывший в употреблении товар, требует обязательной технической экспертизы специальными средствами проверки. Применение страрогодних материалов регламентируется специальными актами и инструкциями (№ ЦПТ-80/350 ОТ 10.10.2003 и Инструкция по применению старогодных материалов верхнего строения пути, утверждённая распоряжением ОАО "РЖД" № 2370р от 23.11.2016). Применяются бу рельсы для замены при текущем содержании путей, а также для строительства второстепенных путей с невысокими скоростями. Сопроводительными документами является Акт технической годности, выданный поставщиком товара. По отдельному заказу может быть произведена ультразвуковая дефектоскопия рельс.
1. рельсы общего назначения;
2. рельсы специального назначения:
a. рельсы низкотемпературной надежности (НН);
b. рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИК);
c. рельсы для скоростного совмещенного движения (СС);
d. рельсы для высокоскоростного движения (ВС);
а) в конвертере (К); б) в электропечи (Э);
a. термоупрочненные, подвергнутые дифференцированному упрочнению по сечению рельса (ДТ);
b. термоупрочненные, подвергнутые объемной закалке и отпуску (ОТ)
c. нетермоупрочненные (НТ);
а) 370 (термоупрочненные);
б) 350 (термоупрочненные);
в) 320 (нетермоупрочненные);
г) 300 (нетермоупрочненные);
д) 260 (нетермоупрочненные);
а) Х; 6) Y;
а) А; б) В; в) С;
а) Е; б) Р;
а) с отверстиями; б) без отверстий.
Таблица 1 - Категории рельсов |
|
Обозначение категории |
Характеристика категории рельсов |
ДТ370ИК |
Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости Рельсы ДТ370 ИКобладают повышенной износостойкостью иконтактно-усталостной прочностью. Это позволяет использовать ихнасложных маршрутах: крутых поворотах срадиусом 300−350 метров, подъемах испусках, где железнодорожное полотно изнашивается быстрее. Согласно результатам испытаний, износостойкость рельсов ДТ370 ИКна30−40% выше, чем уобычных железнодорожных рельсов. |
ОТ370ИК |
Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости |
ДТ350ВС |
Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения |
ДТ350СС |
Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения |
ОТ350СС |
Объемно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения |
ДТ350НН |
Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности |
ОТ350НН |
Объемно термоупрочненные низкотемпературной надежности |
ДТ350 |
Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего назначения |
ОТ350 |
Объемно термоупрочненные общего назначения |
НТ320ВС |
Нетермоупрочненные для высокоскоростного пассажирского движения |
НТ320 |
Нетермоупрочненные высокой прочности общего назначения |
НТ300 |
Нетермоупрочненные повышенной прочности общего назначения |
НТ260 |
Нетермоупрочненные обычной прочности общего назначения |
Примечание - В обозначениях категорий рельсов использованы сокращения, указанные в 4.1. |
Рельсы без болтовых отверстий изготавливают:
- длиной до 20 м включ. с допускаемым отклонением ±1 мм на метр длины;
- длиной свыше 20 до 25 м включ. с допускаемым отклонением ±20 мм;
- длиной свыше 25 до 100 м включ. с допускаемым отклонением ±30 мм.
Рельсы с болтовыми отверстиями изготавливают длиной 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м с допускаемым отклонением ±4 мм.
Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий
Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий
Таблица 4 - Расположение и размеры болтовых отверстий
Тип рельса |
Номинальное значение |
Допускаемое отклонение |
||||
Р50 |
34,0 |
68,5 |
66,0 |
216,0 |
356,0 |
± 0,7 |
Р65, Р65К |
36,0 |
78,5 |
96,0 |
316,0 |
446,0 |
|
Р75 |
36,0 |
80,4 |
96,0 |
316,0 |
446,0 |
Таблица 2 - Основные размеры поперечного сечения рельсов
Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса
В миллиметрах
Размер поперечного сечения |
Обозначение |
Значение размера для рельса типа |
|||
Р50 |
Р65 |
Р65К |
Р75 |
||
Высота рельса |
Н |
152,00 |
180,00 |
181,00 |
192,00 |
Высота шейки |
h |
83,00 |
105,00 |
105,00 |
104,40 |
Ширина головки |
b |
71,59 |
74,59 |
75,00 |
74,59 |
Ширина подошвы |
В |
132,00 |
150,00 |
150,00 |
150,00 |
Толщина шейки |
е |
16,00 |
18,00 |
18,00 |
20,00 |
Высота пера подошвы |
m |
10,50 |
11,25 |
11,25 |
13,55 |
Менеджер предоставит индивидуальный расчет строимости и сроков доставки в течение дня