Рельсовые стыки и стыковые крепления
Рельсы соединяются между собой с использованием стыковых болтов и накладок или методом сварки. При этом существует подробный набор правил, которые регулируют метод крепления, ширину и другие критические параметры для безопасности движения.
Особенности рельсовых стыков
Стык — одна из наиболее напряженных зон на железнодорожном пути. Это связано с тем, что при проезде подвижного состава в этом месте возникают ударно-динамические нагрузки.
Для сглаживания прохода колес по стыкам, концам рельсов придают определенную форму. Например, они могут иметь косой срез, быть выполнены ступенчато, соединяться внахлестку или замковым способом. Еще один вариант — использование специальной накладки на продольно срезанных частях головок рельсов.
В зависимости от расположения стыков друг к другу на различных рельсовых нитях различают размещение бессистемное, вразбежку или один против другого.
При необходимости соединения рельсов с разными профилями используется переходный рельсовый стык с накладкой, которая адаптирована к профилю каждого рельса.
Зачем нужны рельсовые стыки
Железнодорожные стыки позволяют избежать перемещения концов рельсов под влиянием перепадов температур. Также скрепления обеспечивают электроизоляцию рельсовых цепей или надежную проводимость обратного тока.
Основные типы рельсовых стыков
На железнодорожных линиях с автоблокировкой и электрической тягой рельсовые стыки могут быть как токопроводящими, так и электроизолирующими.
Сварные рельсовые стыки всегда обеспечивают проводимость тока, в то время как накладочно-болтовые могут также выполнять изолирующую функцию.
Существуют металлические изолирующие стыки, которые включают объемлющие металлические накладки или двухголовые накладки и клееболтовые соединения.
В механических стыках изоляция достигается за счет использования прокладок и втулок из диэлектрических материалов. Например, из фибры, текстолита или полиэтилена. В клееболтовых стыках для изоляции применяют стеклоткань, пропитанную синтетическим клеем.
Требования к рельсовым стыкам
Полный список условий, которым должны соответствовать рельсовые стыки, доступны в официальных документах.
Ограничения по установке стыков:
- Для основных рельсов: максимум 8 см забега по прямой рельсовой нити и 8 см плюс половина СУР для изогнутых участков.
- Для изолирующих стыков: максимум 5 см забега для прямых участков и 5 см плюс половина СУР для кривых.
Скрепления на кривых участках с радиусом меньше 200 метров можно устанавливать вразбежку, если максимальная скорость движения составов не превышает 600 км/ч. Однако их установка на переездах запрещена.
Расстояние между стыком основного рельса и контррельса не должно быть меньше 1 метра. Точный промежуток зависит от типа используемых накладок, при этом контррельсовые рубки должны быть не менее 6 метров в длину.
Монтаж рельсовых стыков
Для создания рельсового стыка используют различные методы, включая монтаж с помощью электрического гаечного ключа после подготовки накладок, шайб и болтов. Также возможно проведение работ с использованием специализированного оборудования, такого как рельсорезные и рельсосверлильные станки.
Особенности изолированных стыков
На некоторых участках железнодорожного полотна критически важно предотвратить прохождение электрического тока. В этом случае используется изолированный стык.
Изолированные стыки, несмотря на разнообразие их видов, обладают общими положительными характеристиками:
- Легкость конструкции — даже наиболее тяжелые из них весят менее 8 кг, а в среднем их масса составляет от 3 до 4 кг.
- Высокая устойчивость — они прочны к хрупким изломам, трещинам и температурным колебаниям, включая резкие изменения погоды, такие как потепление или похолодание.
- Простота конструкции — это преимущество обеспечивает повышенную надежность и уменьшает количество необходимых компонентов.
- Адаптация к условиям — изолированные стыки идеально подходят для эксплуатации в российских климатических условиях благодаря своим вышеупомянутым свойствам.
Область применения изолирующих стыков
Скрепления этого типа используются на следующих объектах:
- На стрелочных переводах на основных магистралях и линиях с высокими скоростями движения.
- В пунктах приема и отправки транспорта с большими объемами передаваемых грузов.
- Возле светофоров всех типов, включая проходные и маневровые.
- На станциях с малой грузонапряженностью или низкой интенсивностью движения, где применяются накладки из лигнофоли.
Назначение изолированных стыков
В зависимости от участка применения изолированный стык выполняет следующие функции:
- Блокирует обратный ток, обеспечивая защиту тех элементов железнодорожной инфраструктуры, которые не должны подвергаться его воздействию.
- Осуществляет логическое и функциональное разделение участков полотна с различным назначением. Например, разделяет проводящие и непроводящие зоны.
- Предотвращает электрическую связь между разнополярными (разнофазовыми) рельсами.
Стыки допускают сдвижку до 2 метров против хода транспорта и до 10,5 метров в направлении движения. В отношении оптических сигнальных устройств допускается отклонение до 2 метров в каждом направлении.
Продолжительность службы изолирующего стыка зависит от множества факторов, включая нагрузку от колес поездов, вагонов и тележек, степень деформации подвижных частей, климатические условия и качество обслуживания колеи.
В компании «ВСП74» вы можете заказать все необходимое для укладки и обслуживания железнодорожных путей. Менеджеры нашей компании помогут сделать оптимальный выбор с учетом ваших требований. Предлагаем выгодные условия сотрудничества и оперативно доставляем заказ в пункт назначения.