Рельсовый лом: категории, типы, условия приема
В российской промышленности высоко ценится такой вид сырья, как железнодорожный металлолом. Эти категории лома часто обозначаются сокращениями ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2.
На рынке вторичного сырья наиболее востребованы рельсы — источник высокоуглеродистой стали. Это особая категория черного металлического лома, который образуется при изнашивании ж/д полотна. Кроме старых или вышедших из строя рельсов, для переработки используются фрагменты вагонов, колесные пары и крепежи.
В статье рассказываем о разновидностях железнодорожного лома, особенностях приемки такого сырья, его стоимости и других нюансах.
Сколько ж/д металлолома образуется в течение года
Основную часть ж/д лома составляют рельсы. В процессе эксплуатации они стачиваются из-за трения колес. В соответствии с общепринятыми стандартами рельс, вертикальный износ которого достигает 6 мм, подлежит замене.
Потери на миллион тонн рельсов Р65 суммарной протяженностью 15,4 млн метров составляют 35,3 тыс. тонн стали. Оценить динамику износа более объективно поможет таблица. Она отражает, какое количество рельсов было закуплено ОАО «РЖД» за пять лет — с 2018 по 2022 год (данные можно найти на официальном сайте компании).
Год |
Объем закупок (в тыс. тонн) |
2018 | 985,5 |
2019 | 1027,1 |
2020 | 1100 |
2021 | 670 |
2022 | 942,9 |
Получается, что за пять лет было закуплено 4725,5 тыс. тонн. Новые рельсы используются не только для капитального ремонта ж/д путей, но и для строительства дорог.
В соответствии с отчетами ОАО «РЖД» в 2018–2022 году было построено приблизительно 1520 км новых железнодорожных путей. Таким образом, вес уложенных рельсов составил 196,6 тонны, т. е. 4,1% от общего объема закупленных. Остальные рельсы использовались для ремонта ж/д полотна. Следовательно, в течение пяти лет образовалось около 4,5 млн тонн рельсового лома, т. е. по 900 тыс. тонн в среднем за год.
Значительная часть ж/д лома — это части подвижного состава. Как правило, собственниками вагонов являются частные компании. На 2022 год в России количество таких организаций составляло 471. Частным компаниям принадлежало 78,5% подвижного состава. Кроме того, есть множество собственников, которые владеют небольших количеством вагонов — от нескольких единиц до нескольких десятков. В целом в РФ насчитывается 1,2 млн вагонов.
По прогнозам, до 2030 года закончится срок службы у 237 тыс. вагонов. Это 18,3% от общего количества. Сюда относятся:
- 114 тыс. полувагонов;
- 53 тыс. цистерн;
- 26 тыс. платформ.
В перспективе все эти части подвижного состава отправятся в металлолом. Чтобы рассчитать приблизительный вес лома, который образуется до 2030 года, можно ориентироваться на следующие показатели:
- масса крытого вагона — 28 тонн;
- масса полувагона — 24 тонны;
- масса цистерны — 28 тонн;
- масса платформы — 25,5 тонн.
Суммарный вес вагонов, которые необходимо утилизировать до 2030 года, составляет 6,07 млн тонн. Сюда входят:
- 2,73 млн тонн полувагонов;
- 1,48 млн тонн цистерн;
- 0,66 млн тонн платформ;
- 1,2 млн тонн остальных вагонов.
Виды ж/д лома
Как было упомянуто выше, железнодорожный металлолом обозначается сокращениями:
- ЖДЛ 1 — для резаного ж/д лома;
- ЖДЛ 2 — для неразделанного ж/д лома.
ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2 делятся на три крупные категории:
- рельсы;
- лом подвижного состава — локомотивы, вагоны, колеса;
- остальные отходы — выведенные из эксплуатации узлы оборудования и элементы путевого строения.
При сборе и переработке вторсырья применяется детальная классификация ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2, которая базируется на ГОСТ 2787-2019. В соответствии с этим стандартом ж/д металлолом относится к одной из двух категорий черного лома.
Категории |
Подкатегории |
Объекты |
3А (габаритные объекты, готовые к переплавке) | 3А-1 | Кусковой лом и отходы |
3А-2 | Кусковой лом и отходы после переработки методом ножничной резки | |
3А-3 | Кусковой лом рельсов, колесных пар, костылей, пружин, букс, сцепок, шкворней, пятников, тележек | |
5А (негабаритные объекты, которым требуется предварительная разделка) | 5А-1 | Кусковой лом рельсов, колесных пар, костылей, пружин, букс, сцепок, шкворней, пятников, тележек |
5А-2 | Кусковой лом вагонов, полувагонов, платформ, рам, балок, бортов, крыш, люков, дверей, полов, триангелей, накладок, костылей, автосцепок | |
5А-3 | Полувагоны, думпкары, рефрижераторы, почтовые вагоны, платформы без сгораемых материалов, промытые и пропаренные цистерны со сквозным отверстием |
Причины образования ж/д лома
Основной объем железнодорожного лома — рельсы — образуется из трения колес, которые стачивают сталь. Когда вертикальный износ достигает 6 мм, рельс подлежит замене и отправке на переработку.
Что касается частей подвижного состава, то они выводятся из эксплуатации и отправляются в лом по таким причинам, как:
- техническое состояние;
- окончание допустимого срока эксплуатации.
Кто может сдавать железнодорожный металлолом
Нормы обращения с ломом и металлическими отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 №980. Отметим, что в документе нет отдельного пункта именно о ж/д ломе. Однако необходимо учитывать, что владелец сырья обязан подтвердить свое право собственности на металлолом. При сдаче рельсов такая возможность есть только у юридических лиц.
Если в пункт приема обращается рядовой сдатчик лома, сотрудники обязаны отказать. Такие меры применяются для борьбы с вандалами, которые в целях обогащения могут повредить ж/д пути и поставить под угрозу жизнь и здоровье тысяч людей.
Как правило, рельсы и другой железнодорожный лом сдает ОАО «РЖД», а также частные компании, деятельность которых связана с эксплуатацией ж/д путей. Такое сырье в дальнейшем используется в металлургической промышленности. Теоретически в распоряжении физического лица может оказаться ж/д лом, но его количество от общего объема не достигает даже сотой доли одного процента.
Правовое регулирование сдачи рельсов и другого ж/д лома
Законодательство РФ не запрещает продавать и покупать железнодорожный лом, в том числе физическим лицам. На практике же частный сдатчик не может обратиться в пункт приема и получить деньги за такое сырье. Причина заключается в необходимости предоставить документы и оформить сделку в соответствии с требованиями закона. Например, предприятие, на территории которого есть ж/д ветка, обязано подготовить акт о списании рельсов.
Незаконная сдача ж/д лома влечет за собой ответственность — как административную, так и уголовную.
В соответствии со статьей 14.26 КоАП РФ нарушение правил обращения с ломом и металлическими отходами приводит к штрафу:
- 2000–2500 руб. для физических лиц;
- 4000–5000 руб. для должностных лиц;
- 50000–100000 руб. для юридических лиц.
Незаконная сдача или прием ж/д лома также подпадает под статью 175 Уголовного кодекса РФ. Такие действия расцениваются как приобретение или сбыт имущества, которое добыто заведомо преступным путем. Физическому лицу в этом случае грозит до двух лет лишения свободы. Ситуация усугубляется, если незаконная сдача или прием осуществлялись группой лиц либо лицом, злоупотребившим служебными полномочиями.
Стоимость железнодорожного лома
Вопрос, сколько стоят ржавые рельсы или выведенные из эксплуатации старые вагоны, всегда актуален. Цена лома определяется множеством параметров. Например, лом категории 5А стоит дешевле 3А, которому не требуется обработка для переплавки. Кроме того, на цену влияют:
- для б/у рельсов — качество стали;
- процент засора;
- объем партии;
- регион — если лом в дефиците, покупатель платит больше.
Что касается конкретных цифр, то, например, рельсовый лом стоит около 28–29 тыс. руб. за тонну. Цена может меняться в зависимости от объема закупок новых рельсов и количества выполняемых с их использованием работ.
Заключение
Железные дороги — стабильный источник металлического лома. Компания, в распоряжении которой есть такое сырье, может получить дополнительную прибыль. Главное — найти надежного покупателя и предоставить все необходимые для продажи железнодорожного лома документы.