Челябинск
2 офиса
Применение старогодних материалов ВСП
27 авг 2024

Применение старогодних материалов ВСП

Что такое старогодние материалы

К категории старогодних относятся материалы со значительным остаточным ресурсом и могут применяться для повторной укладки при строительстве, реконструкции и ремонте. Такое решение особенно актуально при обустройстве ж/д путей необщего пользования, т. к. чаще всего они не испытывают высоких нагрузок.

К старогодним материалам относятся:

  • б/у рельсы;
  • б/у шпалы;
  • другие б/у материалы.

О каждой группе мы расскажем более подробно.

Почему стоит использовать старогодние материалы

Основная причина использования б/у материалов — экономическая целесообразность. Такое решение позволяет заказчикам снижать затраты на реализацию проектов на 40–50%.

Материалы для строительства, реконструкции и ремонта ж/д путей постоянно дорожают. Если речь идет о новых рельсах, проблема становится особенно острой.

Стоимость металлургического сырья растет, из-за чего предприятия регулярно повышают стоимость готовой продукции. Подорожание касается всего металлопроката, в том числе рельсов. В такой ситуации использование старогодних материалов становится оптимальным решением, если это допускается общепринятыми нормативами.

Рассмотрим особенности б/у материалов более подробно.

Старогодние шпалы для вторичного применения

К б/у шпалам, которые могут повторно использоваться, предъявляется ряд требований. Такие изделия не должны иметь трещин в бетоне — ни продольных, ни поперечных. Кроме того, важно, чтобы отсутствовали дефекты в отверстиях для закладных болтов, деформации дюбелей, сколы и разрушения анкерных головок. Однако небольшие околы материала на б/у шпалах допускаются.

Если проект строительства ж/д пути предполагает использование деревянных шпал, то разрешается применять только новые изделия. Здесь отметим, что древесина практически вышла из употребления. Сегодня строительство ж/д путей предполагает использование железобетонных шпал, в том числе старогодних.

На новые ж/б шпалы действует гарантия до 50 лет, на б/у — 25–30 лет.

Новые ж/б шпалы

Другие старогодние материалы для обустройства ж/д путей

При строительстве путей необщего пользования допускается применение бывших в употреблении элементов. Это:

  1. Накладки. Такие элементы должны иметь чистую ровную поверхность без расслоений, шлака и других дефектов. Использование бывших в ремонте накладок не допускается.
  2. Подкладки КБ, КД, Д, СД, СК. Здесь важно отсутствие изломов, надрывов и трещин. Поверхность подкладок должна быть плоской и гладкой.
  3. Костыли и шурупы. Такие элементы не должны иметь надрывов и трещин. Допускается незначительный износ.
  4. Противоугоны. Износ нижней части таких элементов не должен превышать 1%.
  5. Подрельсовые подкладки. Здесь важно отсутствие разрывов и сквозных трещин. Еще один критерий — достаточная толщина подкладок.

Отдельного рассмотрения требует вопрос об использовании б/у рельсов, потому что именно рельсы являются основным конструктивным элементом ВСП и принимают на себя большую часть нагрузки.

Старогодние рельсы — чем отличаются от новых и изделий с хранения

Новые рельсы — это продукция текущего года производства, которая еще не использовалась для укладки. Такие изделия бывают термоупрочненными и нетермоупрочненными, что влияет на их эксплуатационные характеристики и стоимость.

Основное преимущество новых рельсов — наличие гарантийного срока. К недостаткам относится высокая стоимость.

Рельсами с хранения называется продукция прошлых лет выпуска, которая не использовалась для укладки путей и поэтому не имеет следов эксплуатации. В соответствии с общепринятыми нормами такие изделия должны покрываться консервационной смазкой.

При покупке рельсов с хранения важно выбрать добросовестного продавца. Некоторые поставщики вместо продукции без износа предлагают старогодние материалы.

Стагородними называются рельсы со значительным остаточным ресурсом. Они могут использоваться для повторной укладки при строительстве, реконструкции и ремонте ж/д путей.

Классы стагородних рельсов

Б/у рельсы делятся на несколько групп. Принадлежность к той или иной категории определяется в первую очередь по вертикальному и боковому износу.

Чтобы определить остаточный ресурс рельсов, проводится дефектоскопия. Ее результаты позволяют установить, к какому классу принадлежат изделия. После дефектоскопии на шейки рельсов наносится маркировка римскими и арабскими цифрами. Она указывает группу годности, наличие или отсутствие термоупрочнения, пропущенный тоннаж в миллионах т. брутто.

Старогодние рельсы Р75, Р65 и других типов могут использоваться следующим образом:

  1. Рельсы I группы — на путях класса 1–3.
  2. Рельсы II группы — на путях классов 3 и 4.
  3. Рельсы III группы — на путях классов 4 и 5.
  4. Рельсы IV группы относятся к категории металлолома.

Рельсы

Использование стагородних материалов в соответствии с нормативами

Возможность применения б/у материалов во многом определяется проектной документацией. В целом такое решение требует обоснования в каждом конкретном случае и зависит от категории ж/д пути, его назначения и т. д.

Рекомендуем ознакомиться с положениями «Инструкции по применению старогодных материалов железнодорожного пути», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 5 мая 2022 года N 1225/р.

Пути необщего пользования

Рельсы

При проектировании путей необщего пользования и внутренних путей использование старогодних рельсов и стрелочных переводов недопустимо.

Согласно Инструкции допускается повторное применение б/у рельсов Р65 в путях необщего пользования и технологических путях организаций, если их техническое состояние соответствует требованиям руководства по эксплуатации производителя. Кроме того, изделия должны соответствовать критериям, которые предъявляются к качеству поверхности и внутренним дефектам по ГОСТ Р 51685. Оценку технического состояния рельсов необходимо отразить в отдельном документе.

На путях необщего пользования, где происходит транспортировка слитков, шлака и жидкого чугуна, укладка б/у рельсов недопустима.

Шпалы

При обустройстве технологических путей можно использовать только новые деревянные шпалы либо новые и б/у железобетонные шпалы.

На всех подъездных и технологических путях разрешается укладывать старогодние ж/б шпалы I группы годности. Изделия II группы допустимо использовать на всех путях. Исключение — подъездные и соединительные пути категории I-п, а также специальные пути для транспортировки горячих грузов.

Скрепления

Согласно Инструкции клеммно-болтовые и шурупно-болтовые скрепления должны быть новыми.

Стрелочные переводы

Инструкция не допускает укладку б/у рельсов и стрелочных переводов при проектировании подъездных путей и технологических путей.

Пути общего пользования

Рельсы

Инструкция разрешает применение старогодних рельсов Р65 и Р50 на подъездных путях.

На путях с нагрузкой до 10 млн т•км/км в год можно использовать б/у рельсы Р65. Если грузонапряженность превышает 10 млн т•км/км в год, допустима укладка старогодних рельсов Р75. Исключение — пассажирские, скоростные и особо грузонапряженные линии.

При капитальном ремонте на ж/д путях 3 и 4 класса можно использовать старогодние рельсы Р65.

На больших мостах и в тоннелях укладка б/у рельсов запрещена.

На станционных путях, в том числе приемоотправочных, можно применять старогодние рельсы 65.

Шпалы

Инструкция допускает, что на ж/д линиях класса 4 и 5, а также на соединительных, внутристанционных и подъездных путях можно сооружать звеньевые пути на б/у железобетонных шпалах. Скорость движения на таких участках ограничена до 80 км/ч.

На приемоотправочных и прочих станционных путях разрешается укладывать старогодние ж/б шпалы.

Скрепления

Допускается использование б/у скреплений на приемоотправочных и прочих станционных путях.

Брусья для стрелочных переводов

На станционных путях общего пользования можно использовать старогодние железобетонные брусья.

Заключение

Применение старогодних материалов — это выгодное решение, которое позволяет значительно сократить расходы на реализацию проекта. Однако важно соблюдать общепринятые требования, в том числе утвержденные ОАО «РЖД».

Получить консультацию
Получите расчет стоимости заказа и сроки доставки продукции. Наш менеджер свяжется с вами в течение дня