Применение старогодних материалов ВСП
Что такое старогодние материалы
К категории старогодних относятся материалы со значительным остаточным ресурсом и могут применяться для повторной укладки при строительстве, реконструкции и ремонте. Такое решение особенно актуально при обустройстве ж/д путей необщего пользования, т. к. чаще всего они не испытывают высоких нагрузок.
К старогодним материалам относятся:
- б/у рельсы;
- б/у шпалы;
- другие б/у материалы.
О каждой группе мы расскажем более подробно.
Почему стоит использовать старогодние материалы
Основная причина использования б/у материалов — экономическая целесообразность. Такое решение позволяет заказчикам снижать затраты на реализацию проектов на 40–50%.
Материалы для строительства, реконструкции и ремонта ж/д путей постоянно дорожают. Если речь идет о новых рельсах, проблема становится особенно острой.
Рассмотрим особенности б/у материалов более подробно.
Старогодние шпалы для вторичного применения
К б/у шпалам, которые могут повторно использоваться, предъявляется ряд требований. Такие изделия не должны иметь трещин в бетоне — ни продольных, ни поперечных. Кроме того, важно, чтобы отсутствовали дефекты в отверстиях для закладных болтов, деформации дюбелей, сколы и разрушения анкерных головок. Однако небольшие околы материала на б/у шпалах допускаются.
Если проект строительства ж/д пути предполагает использование деревянных шпал, то разрешается применять только новые изделия. Здесь отметим, что древесина практически вышла из употребления. Сегодня строительство ж/д путей предполагает использование железобетонных шпал, в том числе старогодних.
На новые ж/б шпалы действует гарантия до 50 лет, на б/у — 25–30 лет.
Другие старогодние материалы для обустройства ж/д путей
При строительстве путей необщего пользования допускается применение бывших в употреблении элементов. Это:
- Накладки. Такие элементы должны иметь чистую ровную поверхность без расслоений, шлака и других дефектов. Использование бывших в ремонте накладок не допускается.
- Подкладки КБ, КД, Д, СД, СК. Здесь важно отсутствие изломов, надрывов и трещин. Поверхность подкладок должна быть плоской и гладкой.
- Костыли и шурупы. Такие элементы не должны иметь надрывов и трещин. Допускается незначительный износ.
- Противоугоны. Износ нижней части таких элементов не должен превышать 1%.
- Подрельсовые подкладки. Здесь важно отсутствие разрывов и сквозных трещин. Еще один критерий — достаточная толщина подкладок.
Отдельного рассмотрения требует вопрос об использовании б/у рельсов, потому что именно рельсы являются основным конструктивным элементом ВСП и принимают на себя большую часть нагрузки.
Старогодние рельсы — чем отличаются от новых и изделий с хранения
Новые рельсы — это продукция текущего года производства, которая еще не использовалась для укладки. Такие изделия бывают термоупрочненными и нетермоупрочненными, что влияет на их эксплуатационные характеристики и стоимость.
Основное преимущество новых рельсов — наличие гарантийного срока. К недостаткам относится высокая стоимость.
Рельсами с хранения называется продукция прошлых лет выпуска, которая не использовалась для укладки путей и поэтому не имеет следов эксплуатации. В соответствии с общепринятыми нормами такие изделия должны покрываться консервационной смазкой.
При покупке рельсов с хранения важно выбрать добросовестного продавца. Некоторые поставщики вместо продукции без износа предлагают старогодние материалы.
Стагородними называются рельсы со значительным остаточным ресурсом. Они могут использоваться для повторной укладки при строительстве, реконструкции и ремонте ж/д путей.
Классы стагородних рельсов
Б/у рельсы делятся на несколько групп. Принадлежность к той или иной категории определяется в первую очередь по вертикальному и боковому износу.
Старогодние рельсы Р75, Р65 и других типов могут использоваться следующим образом:
- Рельсы I группы — на путях класса 1–3.
- Рельсы II группы — на путях классов 3 и 4.
- Рельсы III группы — на путях классов 4 и 5.
- Рельсы IV группы относятся к категории металлолома.
Использование стагородних материалов в соответствии с нормативами
Возможность применения б/у материалов во многом определяется проектной документацией. В целом такое решение требует обоснования в каждом конкретном случае и зависит от категории ж/д пути, его назначения и т. д.
Рекомендуем ознакомиться с положениями «Инструкции по применению старогодных материалов железнодорожного пути», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 5 мая 2022 года N 1225/р.
Пути необщего пользования
Рельсы
При проектировании путей необщего пользования и внутренних путей использование старогодних рельсов и стрелочных переводов недопустимо.
На путях необщего пользования, где происходит транспортировка слитков, шлака и жидкого чугуна, укладка б/у рельсов недопустима.
Шпалы
При обустройстве технологических путей можно использовать только новые деревянные шпалы либо новые и б/у железобетонные шпалы.
На всех подъездных и технологических путях разрешается укладывать старогодние ж/б шпалы I группы годности. Изделия II группы допустимо использовать на всех путях. Исключение — подъездные и соединительные пути категории I-п, а также специальные пути для транспортировки горячих грузов.
Скрепления
Согласно Инструкции клеммно-болтовые и шурупно-болтовые скрепления должны быть новыми.
Стрелочные переводы
Инструкция не допускает укладку б/у рельсов и стрелочных переводов при проектировании подъездных путей и технологических путей.
Пути общего пользования
Рельсы
Инструкция разрешает применение старогодних рельсов Р65 и Р50 на подъездных путях.
При капитальном ремонте на ж/д путях 3 и 4 класса можно использовать старогодние рельсы Р65.
На больших мостах и в тоннелях укладка б/у рельсов запрещена.
На станционных путях, в том числе приемоотправочных, можно применять старогодние рельсы 65.
Шпалы
Инструкция допускает, что на ж/д линиях класса 4 и 5, а также на соединительных, внутристанционных и подъездных путях можно сооружать звеньевые пути на б/у железобетонных шпалах. Скорость движения на таких участках ограничена до 80 км/ч.
На приемоотправочных и прочих станционных путях разрешается укладывать старогодние ж/б шпалы.
Скрепления
Допускается использование б/у скреплений на приемоотправочных и прочих станционных путях.
Брусья для стрелочных переводов
На станционных путях общего пользования можно использовать старогодние железобетонные брусья.
Заключение
Применение старогодних материалов — это выгодное решение, которое позволяет значительно сократить расходы на реализацию проекта. Однако важно соблюдать общепринятые требования, в том числе утвержденные ОАО «РЖД».